Операционные системы и маркетинговый взгляд



На сайте Копьютерра опубликована моя заметка

Linux возвращается в ReaDitorial. И всё благодаря статье Михаила Дьяченко «Linux: надо перестать надеяться«, опубликованной ещё в первой половине декабря. Первым на неё откликнулся Илья Шпаньков — «Linux: надо перестать заблуждаться...», теперь же к теме присоединяется Алексей Саминский. Орфография и пунктуация автора сохранены.

Меня заставила «взяться за клавиатуру» публикация «Linux: надо перестать надеяться», в которой автор утверждает, что Linux и свободное ПО никогда не смогут занять значимое место на десктопах.
Основной тезис автора упомянутой публикации основывается на том, что Linux — продукт «just for fun» и никого, кроме гиков всерьез интересовать не может.
Аргументация автора, впрочем как и подавляющего большинства авторов пишущих на тему развития свободного ПО, базируется на эмоционально-идеологических посылках противопоставления «свободы» и «рабства», подразумевая, что за свободным ПО стоят интересы только энтузиастов, которых не интересует ничего, кроме «fun», в то время, как реальная ситуация намного серьезнее и интереснее.
Мое предсказание развития событий строится, главным образом на представлениях о динамики развитии рынков и интересах игроков этих рынков.
Для начала давайте рассмотрим два важнейших компонента, на основании которых я строю свой прогноз: рыночную ситуацию, в связи с рынком операционных систем и интересы игроков рынка.

В маркетинге известна следующая последовательность событий в развитии высокотехнологичных рынков:
Этап 1: продукт интересует любителей, энтузиастов и основным фактором становится новизна, «продвинутость», необычность продукта
Этап 2: продукт развивается и потребителя волнует и интересует техническое совершенство продукта, его новые возможности, начинается гонка версий, конструкций, мотелей и т.п.
Этап 3: потребительские свойства продукта полностью удовлетворяют подавляющее большинство потребителей, дополнительные свойства мало востребованы, на первый план выходит цена и дизайн.

Подобный путь у нас на глазах прошло огромное количество продуктов: телевизоры, мобильники, DVD проигрыватели и т.д и т.п. Вполне очевидно, что и компьютеры явно входят в третью фазу рынка.
Вернемся к операционным системам.
Что мы видим на рынке сейчас? А то, что наполнение операционной системы перестает интересовать потребителей, огромная армия пользователей компьютеров ПОЛНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНА функционалом Windows XP, это значит, что технологическая гонка операционных систем подходит к концу. Любая операционная система, функционально эквивалентная XP достаточна для большинства пользователей.

Вывод 1. Цена и дизайн операционной системы скоро станут главным фактором, влияющим на выбор потребителя.

В течение многих лет миграция потребителей с Windows на иные системы сдерживалась «сетевым эффектом», когда ценность продукта определяется числом его пользователей.
Любой «уклонист», выбравший альтернативную операционную систему будь то *nix или Apple терял возможность свободного обмена документами с подавляющим большинством пользователей компьютеров и главным «убойным» приложением в этом вопросе был MS Office с его закрытым форматом документов. Именно эта несовместимость форматов заставляла людей «присоединяться к большинству» практически исключая альтернативу.
Что мы видим на рынке сейчас: — борьба за стандартизацию документов успешно развивается, и двигателями этой борьбы становятся государственные структуры разных стран
Кстати, именно стандартизация открыла дорогу успеху операционных систем Apple, теперь ими могут пользоваться не только «гики» но и «простые пользователи» без риска оказаться в изоляции от потребителей Windows.

Вывод 2. Развитие стандартизации приведет к тому, что в обозримом будущем потребителю станет все равно какая система стоит на его компьютере, любые задачи будут решаться одинаково успешно на любой платформе, а сам компьютер окончательно превратится в «черную коробочку».

Кстати, этот вывод подтверждается тем, что пользователи вполне успешно и без особых проблем используют «не Windows» системы в коммуникаторах, не испытывая никаких особых проблем.
Превращение компьютера в «потребительский предмет» порождает ценовую войну и и производители начинают борьбу за снижение цены изделия. Уже сейчас доминирование Microsoft мешает снижению цен, поскольку цена операционной системы становится сопоставимой с ценой «железа», соответственно, производителям выгодно поддерживать развитие бесплатной платформы, инвестиции в свободную платформу с лихвой вернутся экономией на лицензиях и повышения продаж за счет снижения цен.
Развитие технологий делает создание кроссплатформенных приложений все более простым и в этом заинтересована индустрия разработки программ.
Движущей силой развития открытого ПО являются вовсе не гики-энтузиасты с лозунгом «just for fun», а огромная индустрия, обложенная «налогом на Microsoft», и это совсем другие деньги и возможности.

А теперь прогноз:
Следует ожидать появления на рынке предложения недорогих компьютеров, снабженных «не Windows» системами, возможно это будут модели на стыке компьютеров и коммуникаторов, постепенно , по мере стандартизации форматов файлов и кросс платформенного ПО «не Windows» системы будут продвигаться в более дорогие сегменты.

This entry was posted in Маркетинг and tagged . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*