Кризис и “5 сил Портера”. Что изменилось в маркетинге на фоне кризиса.



Я давненько не “баловал” вас постами про маркетинг. Весна, умные мыли голову посещать не хотят, но поддерживать имидж надо :-).

 

На недавней лекции в ИМИСП я давал упражнение на анализ рынка по схеме “5 сил портера” и предложил учащимся сделать анализ в динамике, т.е. сравнить состояния “до” и “после” начала финансового кризиса, результат был хотя и “запрограммирован”, но совсем не столь тривиален, как может показаться с первого взгляда.

Фокус состоит в том, что модель Портера, что вполне справедливо, использует в качестве фактора, влияющего на остроту конкуренции не “размер рынка”, а “темп роста рынка”, т.е. для того, что бы конкуренция обострилась вполне достаточно того, что бы рынок СНИЗИЛ СКОРОСТЬ РОСТА, т.е. росли на 8% в год – все было хорошо, рост стал 4% в год – все стало ужасно, снизился до 0% 0- рынок превратился в “кровавое месиво”.

Кстати именно поэтому комфорт бизнеса в стране определяется по “темпу роса экономики”, если экономика растет, то многие бизнесмены могут вести свой бизнес без проблем, если темп роста низок- конкуренция убивает.

Это происходит потому, что на растущем рынке есть постоянный приток новых клиентов и этот поток позволяет компаниям расти не конкурируя между собой, за счет “роста общего пирога”, более того, некоторый “избыток” клиентуры позволяет расти даже низкоэффективным бизнесам.

Большинство бизнесов вполне спокойно отнеслись бы к отсутствию роста и даже падению сбыта на десяток-другой процентов, но обострение конкуренции приводит к тому, что падение сбыта идет не равномерно – сильные сохраняют и даже увеличивают продажи, отнимая клиентов у более слабых, а те, кто послабее вылетают с рынка.

А что делать? А то же, что и всегда, искать “точки роста”, пусть маленькие, но растущие рынки, например, одна из групп, решавшая этот кейс, выдала положительный прогноз по рынку запчастей,  по их мнению, падение темпа обновления автопарков должно увеличить спрос на ремонт автомобилей.

This entry was posted in Вне категорий. Bookmark the permalink.

2 Responses to "Кризис и “5 сил Портера”. Что изменилось в маркетинге на фоне кризиса."

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*