Как я консультирую малый бизнес




Анастасия Позднякова (nastap), из компании TimeTrial опубликовала свое впечатление от работы со мной.

Очень приятный отзыв, но, к сожалению, Анастасия ограничилась достаточно общими впечатлениями, и по комментариям видно, что те, кто читает ее блог «неудовлетворены», поэтому, воспользовавшись разрешением, я расcкажу об этом проекте и о том, что я делаю в подобных проектах несколько более развернуто.

Вообще существует 2 способа консультирования:
— давать конкретные советы и рекомендации, это то, что Анастасия охарактеризовала, как «консультант придёт к нам на работу, поговорит с нами и с нашими сотрудниками, походит по производству, всё посмотрит, потом удалится на неделю, а через неделю принесёт свои предложения по улучшению нашего бизнеса на 50 страницах 🙂»
— давать консультируемым «пищу для размышлений», в виде кусочков теории, личного опыта, опонирования и т.п., этот способ называется «фасилитация»

Мне близок именно второй способ, поскольку я полагаю. что никакой консультант не может знать бизнес лучше людей, которые в нем «варятся», соответственно, всякого рода советы, как правило, достаточно безответственное дело., кроме того, советы постороннего человека,  не выполняются.

Первый из способов, по моему мнению применим исключительно к «понятным» техническим ситуациям, учет, бухгалтерия, производство, логистика, юридическое обслуживание   и т.п., когда же речь идет об стратегических и маркетинговых проблемах, то советы тут «не прокатывают».

Как это делается технологически, обозначу те этапы, которые обычно проходит  такого рода проект:

1. Общая диагностика: «Расскажите, что вас беспокоит», уточнение проблем.

Обычно на этом этапе за счет «активного слушания» и наводящих вопросов и небольших обсуждений  удается несколько упорядочить информацию, снизить напряженность клиентов, а, заодно, зачастую, найти решение для ряда проблем.

Это тот самый этап, который обычно умещается в «2 часа в кафе»Достаточно часто этого этого клиентам достаточно.

2. Определение целей проекта.

Это достаточно сложный этап, поскольку он обычно очень эмоционален для клиентов. Средство- записывать мысли, воспроизводить и уточнять, на этом же этапе я даю некоторый объем по теории стратегического управления.

3. Сбор, сортировка и анализ фактов.

В качестве формального механизма я использую SWOT анализ, описывал методику я здесь.

4. Выработка методов достижения цели на основе отсортированных фактов

Вот тут приходится поработать «по настоящему», масса обсуждений, тем, всплывает масса проблем, не замеченных ранее. Приходится много и активно рассказывать теорию. Особенно часто возникают темы с управлением персоналом, мотивацией, наладкой документоборота, организацией продаж и т.п.

5. Разработка информационной компании

Этот этап нужен не всем и не всегда. Идея методики описана вот тут.

6. Разработка календарного графика.

Этот эта тоже востребован не всегда, например, TimeTrial он не понадобился, они сказали, что и сами без проблем справятся, но он очень часто помогает в ситуации слабого управления в компании, поскольку помогает руководителю вовлечь исполнителей в уточнение задач.

Что у нас получилось при работе с TimeTrial:
— определились с рекламной и брендинговой политикой
— разработали план рекламной компании и переосмыслили требования к сайту компании.
— разработали ряд идей по повышению качества обслуживания коммерческих клиентов
— сделали заготовки для запуска продукции на рынок неорганизованного туризма
— упорядочили прохождение заказов
— «закопали в землю» ряд мало полезных идей чем сэкономили время и деньги

Всего получилось 12 часов, но очень интенсивных + я подготавливал часть документов, и руководители TimeTrial  честно выполняли «домашние задания».
Теперь готовимся к блоку «финансовый анализ»

Стоимость работ

Обычно консультанты не любят назвать стоимость работ, я тоже не люблю, но учитывая, что такого рода проекты у меня «пошли в серию», то обозначить стоимость и параметры  я уже, наверно, могу.

Обычно такого рода проект для малого бизнеса  занимает суммарно 12-20 часов (3-5 встреч по 3-4 часа в течение 2-4 недель), Я не ставлю специальных временных рамок, поскольку смысл проекта не в отработке часов, а в поиске решений.  Реально на практике,  руководители предприятий больше выделять и не готовы, но всяко бывает.
На сегодня я оцениваю стоимость такого проекта в 45 тыс. (НДС не облагается) рублей, но, естественно, я смотрю на реальную сложность задачи, в чем мне опять же помогают «два бесплатных часа».

This entry was posted in консультации. Bookmark the permalink.

2 Responses to "Как я консультирую малый бизнес"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*