Маркетинг, Фрейд и некрещеные младенцы. О моделях сознания.




В блоге Дмитрия Давидова «Маркетинг в маленьком городе»   появилась статья  «Куда Попадают Души Некрещеных Младенцев?»,  посвященная бессмысленному интеллектуальному продуту.
В качестве примера такового продукта Дмитрий приводит как элементы религиозной схоластики так и идеи психологов:

«Возьмите, к примеру, психологию. Фрейд задал себе несколько вопросов, ответов на которые он не знал. В результате он выдумал «научный» эквивалент католических лимбо и чистилища — ид, эго, суперэго, либидо, мортидо. Потом пришел Юнг со своим высером — архетипами, и потом это стало традицией в психологии — производить интеллектуальный высер — «будь собой», аффирмации, «внутренний ребенок» и так далее.»

Этот взгляд и подход отражает глубокое непонимание представителей точных наук того, как формируется наше представление об окружающем мире, сводя «истину и ложь» к критериям и методам точных наук.

В действительности ситуация с осознанием окружающего мира человеком бесконечно сложнее,  не берусь изложить ее в серьезном объеме, поскольку не располагаю ни достаточными знаниями ни достаточно изощренным интеллектом, скажу лишь о некоторых очень простых идеях, а тех кто хочет познакомиться с вопросом в относительно краткой, и очень интересной форме отошлю к работам Виктора Аллахвердова.

Перейдем к делу.
Человек  ВЫНУЖДЕН ежедневно и ежечасно решеть массу практических задач, физических, поведенческих и т.п., для этого в мозгу формируются определенные модели, следуя которым человек способен принимать решения.

Единственное, что требуется от модели — если не  достаточность для решений задач стоящих перед человеком в рамках его деятельности, то  хотя бы наличие у нее той или ной предсказательной силы.

Тут надо понимать, что для реальной жизни зачастую невозможно иметь точное решение, и любая методика повышающая вероятность принятия правильного решения является ценной.

С этой точки зрения модели Фрейда или Юнга являются не выдумками, а попытками построить модель имеющую предсказательную  силу, что и получилось.

Например, идеи Фрейда, несмотря на их вполне явную спекулятивность, реально позволили в свое время поднять эффективность рекламы и создать достаточно эффективные методы психологической помощи (психоанализ).

Точно так же религиозная модель и, в том числе,  «рай-ад» служили решению ЭТИЧЕСКИХ задач.
Методика решения этических задач крайне важна для человеческого общества, например эффективный религиозно-этический механизм позволил евреям сохраниться как нации на протяжении тысячелетий, несмотря на крайне неблагоприятное окружение, подробности о том, как формировался этот механизм и применялся Вы можете прочесть в книге Петра Люмкинсона «Бизнес по-еврейски-3: евреи и деньги» .
Кстати сказать, современные люди, не снабженные эффективной моделью, решают этические задачи заметно хуже своих религиозных предков, и, возможно, именно поэтому современная западная цивилизация столь слабо противостоит воинствующему исламу.
Важность этической модели весьма велика для человека и общества, противоречия и неясности  в ней вызывали, естественно, существенное беспокойство, соответственно, судьба некрещенных младенце была важна для человека тех времен с точки зрения построения этической модели, поскольку отражала, в том числе, и представление о справедливости.

А причем тут маркетинг? А при том, что маркетинг, точно так же, как  психология или религия оперирует НЕТОЧНЫМИ категориями и моделями. С этой точки зрения многое из того, что мы знаем о маркетинге и продажах ничем не лучше выводов средневековых схоластов о судьбе некрещеных младенцев. Тем не менее эти модели ценны даже если позволяют повысить шанс на успех с одного из ста до всего лишь одного из десяти.

This entry was posted in Маркетинг and tagged , , . Bookmark the permalink.

2 Responses to "Маркетинг, Фрейд и некрещеные младенцы. О моделях сознания."

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*