Как делается SWOT анализ. Серия 1.




Давно хотел написать о том, как и зачем делается SWOT. Приведу пример «выдерки» из реального документа.

Strengths
Конкурентная среда – Преодолен высокий порог на вход, конкурентам требуются мощные инвестиции, время на развертывание и административный ресурс.
Потребители – новая модная технология привлекает внимание «Пионеров», интересующихся новинками и платежеспособных.
Opportunities
Конкурентная среда – конкурентные преимущества + высокий порог на вход для конкурентов + пока не поделенный рынок являются ключевыми показателями для агрессивного захвата крупного сегмента.Потребители – новая модная технология привлекает внимание «Пионеров», интересующихся новинками и платежеспособных.
Персонал – возможно создание сильной высокопрофессиональной команды единомышленников благодаря сочетанию профессиональных навыков, дружелюбной атмосферы и командного настроя.
Конкурентные преимущества
Отличная фора для продвижения, развития и роста капитализации компании
Weaknesses
Технология – новая, сложная, недостаточно отработана, отсутствуют типовые «коробочные» решения для быстрого выхода на массовый рынок. Требуется дорогостоящий профессионально-подготовленный персонал.
Высокий порог на вход — развитие XXX требует серьезных инвестиций, трудозатрат и административного ресурса
Компания очень технически — ориентирована. Фокус руководства и основные инвестиции направлены на технологию, а не на продажу услуг.
Партнеры – являются конкурентами, 100% обоюдное доверие и поддержка недостижимы
Потребители – Отсутствует четкое позиционирование компании в сознании потребителей. Низкая лояльность массового потребителя. Понятие своего потребителя размыто.
Персонал – слаба корпоративная культура, нет единой цели, понимания общности задач, нет четких зон ответственности, неравномерное распределение нагрузки персонала, в основном слабая мотивация. Отсутствует механизм поддержания единого информационного пространства (автоматизированная система управления бизнес-процессом).
Конкурентные преимущества – работают слабо из-за неотлаженного бизнес процесса изнутри (подключение клиента занимает 2-4 недели) и отсутствия их продвижения снаружи.
Threaths
Технология – может пойти по иному пути развития, может не оправдать ожиданий. Есть опасность «заиграться» с технологией, забыв, что продаются решения проблем заказчиков, а не hi-teck-овские штучки.
Конкурентная среда – очень агрессивная и динамичная, грядет выход на рынок нескольких агрессивных игроков, обладающих сильными брендами и/или финансовыми ресурсами.
Потребители – не лояльны, высокий порог недоверия со стороны основной массы консервативного потребителя к новой
технологии. Потребители предпочитают дешевые или надежные по их мнению услуги.
Персонал – отток компетентных кадров при сохранении неясной политики и слабого стимулирования со стороны руководства.
Конкурентные преимущества-опасность потерять индивидуальность под давлением рынка )))

Внимание! В связи с тем, что мне поступают замечания от читателей о «неверности анализа» подчеркиваю — это пример типичных ошибок.

Данный пример демонстрирует тот факт, что названия разделов SWOT (сила, слабость, угрозы, возможности) используются в соответствии с интуитивным пониманием, в частности «возможности» всегда понимаются, как раздел в котором описываются возможные действия: «У нас есть возможность диверсифицировать предприятие и нанять еще сто человек.»

В действительности SWOT — инструмент СОРТИРОВКИ ФАКТОВ.

Для составления свота сначала собираются факты, имеющиеся относительно изучаемой проблемы, затем они сортируются следующим образом:
1. Делятся на «Внешние» и «Внутренние», т.е. на те, которые определяются внешней средой, по отношению к фирме, и теми, которые определяются внутренним состоянием фирмы.
2. На оказывающие положительное влияние на фирму и отрицательное.
3. Рассортированные факты раскладываются в табличку:

Положительные Отрицательные
Внутренние Силы Слабости
Внешние Возможности Угрозы

Характерные ошибки:
1. Путается «внешнее» и «внутреннее», например, очень часто в «силы» попадает «Большая клиентская база».
Внутреннее это то, чем фирма владеет, управляет, соответстветственно клиентами управлять нельзя, соответственно они всегда находятся «снаружи», внутри фирмы могут быть контактные базы, договора, менеджеры.
Аналогично, персонал всегда ВНУТРИ фирмы, снаружи может быть состояние или динамика рынка труда.

2. Путаются факты и оценки, очень часто появляются фразы вроде «недостаточная лояльность», «отсутствие рекламы», «высокая цена» и т.п.
В действительности, фактами является: «отток клиентов на N%», «недостаточное количество входящих звонков», «значительное число отказов от сделки со ссылкой на цены конкурентов» и т.п.

3. Одни и те-же факты вносятся одновременнов «плюсы» и «минусы». Это характерно для ожидаемых событий широкого спектра воздействия, например, ожидаемое всткупление в ВТО. В этом случае следует просто более подробно описывать ожидание например «Нарастание конкуренции вследствие вступления в ВТО» и «расширение рынков вследствие вступления в ВТО»

Продолжение.

This entry was posted in SWOT, Школа маркетинга and tagged , , . Bookmark the permalink.

7 Responses to "Как делается SWOT анализ. Серия 1."

Добавить комментарий для Вадим, маркетинговые исследования Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*